Заявление в свободной форме

Заявление в свободной форме означает, что для него не существует конкретного утверждённого образца. Граждане составляют этот документ самостоятельно, следуя определённым правилам. Давайте разберём их подробнее.

Важно! Скачать этот документ можно на сайте КонсультантПлюс.

Доступные для скачивания файлы:

Особенности свободной формы

Как уже упоминалось, заявление в свободной форме составляется без заранее подготовленного шаблона. Однако существуют определённые требования:

  • использование официального стиля. Не допускаются жаргонизмы, ругательства и нецензурная лексика;
  • соблюдение норм русского языка. Важно избегать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • отсутствие исправлений, помарок и клякс. Документ должен выглядеть строго и официально.

Куда нельзя подавать заявление в свободной форме

Не все ведомства и организации принимают заявления в свободной форме. Есть исключения:

  • налоговая служба;
  • судебные органы (включая судебных приставов);
  • фонд социального страхования;
  • и другие.

Для обращения в налоговую службу необходимо использовать утверждённые бланки, согласно приказу ФНС России.

Что касается судебной системы, здесь форма относительно свободная. Конкретного шаблона нет, но существуют строгие правила, закреплённые в процессуальных кодексах (гражданском, арбитражном).

Перед подачей заявления в любую инстанцию необходимо проверить наличие утверждённых бланков. Ознакомиться с ними можно в организации на информационном стенде или на её официальном сайте.

Когда применяется свободная форма

Свободная форма заявления широко используется, особенно в трудовых правоотношениях. Все обращения работников к работодателю составляются без шаблона, но и здесь могут быть исключения. Руководство компании может установить свои формы для обращений, с которыми можно ознакомиться в отделе кадров.

Также свободная форма заявления применяется в защите прав потребителей. Заявления на возврат товара не имеют определённого вида. Практически любые обращения граждан в структуры исполнительной или законодательной власти предполагают свободную форму.

Как подать заявление

Подача заявления в соответствующую организацию может осуществляться следующими способами:

  • лично, отдав его сотруднику организации в офисе;
  • через посредника (необходимо оформить доверенность);
  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое подтвердит получение документа адресатом;
  • в электронном виде на адрес электронной почты.

О доступных способах подачи заявления можно узнать на сайте соответствующей организации или государственной структуры.

Структура заявления

Заявление в свободной форме имеет определённую структуру и состоит из следующих частей:

  • шапка документа, где указывается от кого и кому подаётся заявление, адрес организации, её наименование, контактный телефон заявителя и, при возможности, адрес электронной почты;
  • основная часть, которая может быть единой или разбитой на два блока. Некоторые заявления требуют мотивировки: сначала заявитель объясняет причины обращения (желательно с ссылками на законодательство), затем в просительной части излагает свою просьбу;
  • завершение, включающее реквизиты (дата подачи заявления) и подпись заявителя (с расшифровкой).

Ссылки на законы

Заявление в произвольной форме не обязательно должно содержать ссылки на законодательные акты, однако это будет весьма полезно. Если обращение адресовано государственным органам, то их сотрудники, обладая знаниями в области права, смогут из описания ситуации понять, какие именно права были нарушены. Однако в частных организациях (например, при подаче заявления на возврат) сотрудники не всегда обладают глубокими юридическими знаниями. Ссылки на законодательство помогают уточнить, какие именно права гражданина, по его мнению, были нарушены. Заявления в арбитражный суд или в ИФНС обязательно должны включать нормы права в текст.

Как написать заявление

Заявление в произвольной форме может быть написано от руки с помощью шариковой ручки (синей или черной), но не карандаша. Также есть возможность составить текст на компьютере. Виртуальный вариант в любом случае нужно распечатать на принтере для его подписания заявителем. Способ написания не влияет на юридическую силу документа.

Советуем прочитать:  Получают ли ИП выплаты на детей в 2025 году: актуальная информация

Инструкция по составлению заявления в произвольной форме

Любое заявление начинается с его шапки. В правом верхнем углу листа бумаги указываются от кого и кому подаётся заявление. В дательном падеже вписываются ФИО руководителя, его должность и наименование организации (например, начальнику отдела УМФД России). Здесь же в родительном падеже оставляются данные о заявителе: ФИО и контактные данные. Указываем также адрес организации.

Ниже по центру документа со строчной буквы пишется слово «заявление». С новой строки начинается описательная (просительная часть). Излагаем суть обращения (желательно ссылаясь на нормы закона), затем пишем слово «прошу». Далее по пунктам перечисляем свои требования. После этого указываем полный список прилагаемых документов (если имеются). В конце ставим дату подачи заявления и свою подпись (с расшифровкой). Заявление готово к подаче.

Пример заявления работника работодателю

Образец заявления для УМВД России

Скачать документы:

  • Форма заявления на продление регистрации для иностранного гражданина
  • Пример заявления на продление регистрации для иностранного гражданина
  • Форма заявления на перенос отпуска
  • Пример заявления на перенос отпуска

Как написать заявление в произвольной форме

Как написать заявление в произвольной форме

Заявление как документ не имеет строго определённой формы. Многие организации (банки, работодатели, государственные учреждения) предоставляют свои шаблоны, по которым заявитель может составить этот документ. Если шаблона нет, гражданин может написать заявление в произвольной форме. Образец, готовые примеры и инструкцию по его составлению можно найти ниже.

Образец заявдения в свободной форме

Образец и правила составления документа: 6 обязательных разделов

Заявление в свободной форме подразумевает отсутствие:

  • унифицированного шаблона, обязательного для заполнения;
  • строгого порядка изложения;
  • определенных граф и полей, обязательных для заполнения.

Тем не менее, заявитель обычно придерживается общепринятой структуры документа и правил его оформления. Заявление состоит из 5-6 обязательных разделов:

  1. «Шапка», расположенная в правом верхнем углу. Здесь нужно указать название организации и ФИО, должность лица, которому адресован документ. Все эти данные пишутся в дательном падеже, например: Добродееву Ярославу Игоревичу, генеральному директору ООО «Колорит». Также следует указать свои ФИО, адрес и контактные данные (для дальнейшей связи). Эти данные пишутся в родительном падеже, например: Подберезкиной Виктории Максимовны.
  2. Далее идет само слово «заявление». Рекомендуется писать его с маленькой буквы, так как с точки зрения русского языка текст «шапки» и слово «заявление» составляют одно предложение. После слова не ставятся точки, двоеточия или другие знаки препинания.
  3. Следующий раздел – основная часть. Здесь излагается суть ситуации, причины, побудившие заявителя составить документ. Этот раздел может быть как коротким, так и занять несколько страниц. Например, при подаче жалобы в магазин на возврат товара важно подробно описать все обстоятельства дела, ссылаясь на документы (дата, название, номер) и нормы законодательства.
  4. Просительная часть – формулировка просьбы или требований заявителя. Обычно начинается фразой «На основании/в связи с вышеизложенным прошу/требую…». Далее следует четко сформулировать просьбу. Если она состоит из нескольких пунктов, их лучше оформить в виде списка.
  5. Приложения – здесь перечисляются документы, прилагаемые к заявлению. Указывается полное наименование документа (например, справка о доходах по форме 2-НДФЛ), его вид (оригинал или копия), при необходимости – количество страниц.
  6. Заключительная часть – заявитель указывает дату составления документа, ставит оригинальную подпись и её расшифровку (фамилия, инициалы).

Однако часто заявление состоит только из просительной части, без объяснения причины – особенно это актуально при подаче заявления на имя работодателя.

5 требований к тексту и стилю

Важно помнить, что если организация или государственный, муниципальный орган допускают составление заявления в свободной форме, это не означает, что автор может пренебрегать общепринятыми требованиями к тексту и стилю. Необходимо соблюдать не только структуру, но и определенные правила – вот основные из них:

  1. Документ должен быть кратким, на 1-2 страницы. При этом нужно изложить все обстоятельства дела, сослаться на максимум фактов, документов и норм закона.
  2. Ошибки в грамматике, орфографии, лексике и других аспектах языка недопустимы. Хотя заявление с ошибками всё равно должно быть рассмотрено, оно может вызвать негативную реакцию у адресата, что повлияет на репутацию заявителя.
  3. Следует избегать просторечных, эмоциональных выражений, сленга, жаргона и тем более нецензурных слов.
  4. Недопустимы угрозы и шантаж в адрес адресата или его близких. В таких случаях заявление не только не будет рассмотрено, но и может быть передано в правоохранительные органы для возбуждения административного или уголовного дела.
  5. Необходимо соблюдать и эстетические требования. В большинстве случаев документ лучше напечатать. Однако его можно написать от руки, если почерк достаточно аккуратен и разборчив. Исправления, зачеркивания и помарки не допускаются.
Советуем прочитать:  Избежать призыва в армию: мои приключения с повестками

Примеры заявлений для разных случаев

Организации и государственные органы часто предоставляют готовые образцы заявлений, которые можно найти в свободном доступе. Вот несколько примеров таких документов для разных ситуаций.

Для работодателя

Обычно все образцы заявлений хранятся у делопроизводителя или в отделе кадров. Работник может воспользоваться готовыми образцами.

Образец для работодателя

Для банка

В данной ситуации заявитель может либо составить заявление в произвольной форме, либо воспользоваться готовой анкетой на фирменном бланке банка.

Заявлене в свободной форме в банк

Для государственных органов

Часто государственные органы настаивают на заполнении своих форм, однако заявитель также имеет право предоставить документ в произвольной форме.

образец для госоргана

В магазин

В этом случае гражданин также может самостоятельно заполнить заявление. Такой документ, как правило, имеет достаточно значительный объем – 1-2 страницы текста, что связано со сложностью возникшей ситуации (обмен бракованного товара, возврат средств и т.д.).

Как правильно составить заявление

Как правильно составить заявление

Заявление необходимо писать в различных ситуациях — при приеме на работу и увольнении, оформлении ежегодного отпуска и отпуска за свой счет. В статье рассматривается типовая структура заявления и общие правила его оформления.

Как оформить реквизиты и текст заявления

Обычно заявление составляется в свободной форме, прямо предусмотренной нормативными актами предприятия. Допускается писать его от руки или же набрать текст на компьютере и распечатать на листе формата А4. Но важно помнить, что заявление – это документ, юридическую силу которому обеспечивают правильное оформление, обязательные реквизиты и определенная структура. Каждый сотрудник должен знать, как правильно написать заявление, чтобы быть уверенным в том, что его обращение будет рассмотрено.

  1. Сведения об адресате и заявителе (т.н. «шапка»).
  2. Наименование документа.
  3. Формулировка просьбы или предложения.
  4. Дата подачи.
  5. Подпись заявителя.

Как правильно оформить «шапку» в заявлении

«Шапка» — это информация об адресате, то есть кому предназначается этот документ, и информация о заявителе — авторе документа. «Шапка» размещается в правом верхнем углу документа. Заявление — это официальный документ, поэтому информация об адресате должна быть полной:

  • должность адресата;
  • название организации;
  • фамилия, имя, отчество адресата.
Советуем прочитать:  Ответственность за самозванство в интернете: основные правила

Имя и должность пишутся в дательном падеже (отвечают на вопрос «Кому»).

Образец «шапки» заявления

Как правильно написать заявление

Когда заявление подаёт сотрудник организации, в информации о заявителе следует указать должность, фамилию и инициалы. Если документ составляет кандидат на вакансию при трудоустройстве, необходимо указать только фамилию и инициалы. Должность, на которую претендует кандидат, должна быть упомянута в основном тексте. Обычно перед информацией о заявителе ставится предлог «от», в соответствии с нормами русского языка.

Правильное написание наименования документа

Наименование является обязательным реквизитом. Требования к правильному заполнению обязательных реквизитов установлены ГОСТ Р 7.0.97-2016. Согласно этим требованиям, наименование должно быть написано заглавными буквами по центру строки, отступив от шапки 1-2 интервала. Поскольку наименование является заголовком, точка после него не ставится.

Правильное написание основной части заявления

Эта часть документа начинается с красной строки. Обычно цель деловой бумаги — изложить просьбу. Поэтому основную часть следует начинать со слова «Прошу». Если ваша просьба типовая и касается регулярно происходящих событий, например, предоставления ежегодного отпуска, её не нужно аргументировать. Достаточно указать даты начала и окончания отпуска. Законодательство не устанавливает особых правил о том, как правильно написать заявление на отпуск.

Пример основной части заявления

Если просьба касается необычного события, например, предоставления внеочередного отпуска или отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, необходимо объяснить причины и в некоторых случаях приложить подтверждающие документы, сославшись на них в основной части текста.

Пример заявления о предоставлении одного дня за свой счет

Основная часть пишется в свободной форме. Однако общие требования к стилю изложения остаются такими же, как и для всей деловой документации:

В некоторых случаях, если просьба сотрудника может нарушить производственные планы, необходимо более подробно описать причины, вызвавшие её. От этого зависит, примет ли работодатель положительное решение по заявлению сотрудника.

Пример заявления об установлении режима неполного рабочего времени

Образец заявления об установлении режима неполного рабочего времени

Как правильно написать дату в заявлении

Дата подачи заявки обычно ставится после основного текста и выравнивается по левому краю. Есть два способа записи даты:

  • ДД.ММ.ГГГГ;
  • ДД месяц ГГГГ.

Процедура подписания заявления

Подпись заявителя – это еще одно обязательное требование. Без подписи заявления оно теряет юридическую силу, и адресат не обязан реагировать на него. Подпись всегда должна быть сделана от руки; использование факсимильного оттиска запрещено. После подписи необходимо расшифровать ее, указав фамилию и инициалы заявителя.

Образцы заявлений на любой случай из сферы кадровых дел доступны в Системе Кадры. Активируйте бесплатный доступ на три дня, чтобы получить все нужные образцы >>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector