С 1 января 2021 года территориальные органы ПФР начали выдавать пенсионное свидетельство для граждан, вышедших на пенсию.
Пенсионное свидетельство необходимо для подтверждения статуса пенсионера. Оно позволяет получать льготы и скидки:
- на проезд в общественном транспорте и других видах транспорта;
- в магазинах (некоторые продуктовые магазины предоставляют скидки для пенсионеров в определенные часы);
- в аптеках;
- при посещении театров, музеев, выставок.
Пенсионное свидетельство будет выполнено в виде банковской карты с фотографией гражданина размером 21 х 30 мм, в черно-белом или цветном формате, а также с данными о его пенсии. Если гражданин получает два вида пенсий, в свидетельстве будут указаны сведения о каждом виде. Кроме того, будет указан страховой номер индивидуального лицевого счета, информация о типе назначенной пенсии и сроке ее действия.
Размер пенсии в пенсионном свидетельстве указываться не будет. Эта информация, как и ранее, будет содержаться в справках ПФР о назначении пенсии.
Новый документ предназначен для всех российских пенсионеров, независимо от даты выхода на пенсию. Получить его можно лично или по доверенности в любом территориальном органе ПФР.
Менять ранее выданные справки или пенсионные удостоверения на новое свидетельство не требуется. Все ранее выданные документы остаются действительными.
Для получения пенсионного свидетельства гражданину необходимо предоставить следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
одну фотографию размером 21 x 30 мм в черно-белом или цветном формате без светлого угла.
Фотография должна соответствовать возрасту гражданина на день подачи запроса, быть строго анфас, без головного убора, на белом фоне без посторонних предметов и теней. Глаза должны быть открытыми, волосы не должны их закрывать. Допускаются фотографии в головных уборах для лиц, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться без них. Для граждан, постоянно носящих очки, допускаются фотографии в очках без тонированных стекол.
При личном обращении в ПФР, пенсионное свидетельство выдается в день обращения.
Пенсионное свидетельство действительно в течение срока, на который назначена пенсия, указанного в свидетельстве.
Пенсионное свидетельство оформляется и выдается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту подачи запроса в день обращения гражданина.
Не банковская, но карта. Где и как получить новое пенсионное свидетельство
Не банковская, но карта. Где и как получить новое пенсионное свидетельство
Введено новое удостоверение пенсионера. Почему вновь потребовались изменения и какие преимущества принесет документ в будущем?
Справка — это не серьёзно
Красная пенсионная книжка, появившаяся в советскую эпоху, могла многое рассказать о своём владельце. В ней содержалась вся информация, отражающая права пожилого гражданина, включая отметки о транспортных льготах, статусе ветерана труда или инвалида. Но с течением времени Пенсионный фонд собрал данные о пенсионерах в компьютерной системе. Государственным структурам, использующим эту систему, бумажные книжки стали не нужны, и их упразднили. С января 2015 года удостоверения остались только у тех пенсионеров, которые получили их ранее. Остальным, после назначения пенсии, начали выдавать бумажную справку.
Статья по теме
Чиновники намеревались сделать как лучше, но получилось как всегда. «Было много жалоб в сёлах с плохим интернетом, где сложно подключиться к компьютерной базе, чтобы проверить право на пенсионные льготы, – рассказывает бывший сенатор, руководитель общественной организации «Союз пенсионеров России» Валерий Рязанский. – Справка, которую приходилось носить с собой, быстро изнашивалась. Многим не нравилось, что в ней указывалась сумма назначенной пенсии. Поэтому сенаторы предложили Минтруду возродить пенсионные удостоверения в новом формате».
Не банковская, но карта
С 1 января 2021 года пенсионное удостоверение нового образца выдаётся бесплатно. Это пластиковая карточка с фотографией владельца и его основными данными: ФИО, страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС), вид и срок действия пенсии (см. иллюстрацию). Получить этот документ может любой пенсионер, независимо от времени и типа оформленной пенсии. Для этого нужно прийти в местное отделение ПФР с паспортом и фотографией размером 21×30 мм, отпечатанной в чёрно-белом или цветном исполнении без светлого уголка. Пластиковая карточка будет готова в тот же день. Если пенсионер получает две пенсии (например, военную и гражданскую страховую), на карточке будут указаны обе пенсии.
«С данным документом можно воспользоваться всеми льготами, предназначенными для пенсионеров, – в транспорте, магазинах, аптеках, музеях и театрах», – отмечает Рязанский. Для тех, кто комфортно использует цифровые устройства, создана электронная версия свидетельства, информация из которого может быть мгновенно получена с помощью смартфона и QR-кода, отображаемого на экране.
Преимущества чипизации
Тем не менее, воспользоваться пенсионными льготами стало проще только в своем регионе или в супермаркетах, где в определенные часы по всей стране пожилым людям предлагают товары дешевле. Если пенсионер отправится в другой областной город, он не сможет воспользоваться льготным проездом в автобусах. Это несправедливо. В государственных музеях, перед тем как продать билет со скидкой, теперь проверяют информацию в системе ПФР, чтобы убедиться, что посетитель действительно является пенсионером, и позже бюджет компенсирует эту скидку. Это неудобно. Поэтому компания «Полиграфзащита», которая участвует в выпуске действующего свидетельства пенсионера, решила его модернизировать и предложила улучшенную версию: с подтверждающим статус владельца QR-кодом, нанесенным прямо на карту.
Статья по теме
«Мы обсуждаем с Пенсионным фондом пилотный проект, который позволит опробовать свидетельство с QR-кодом в одном из регионов, – делится планами генеральный директор «Полиграфзащиты» Анатолий Чугунов. – В перспективе можно интегрировать в карту электронный чип, который будет содержать всю важную информацию о пенсионере – от льгот до группы крови и хронических заболеваний. В дальнейшем с помощью ИТ-технологий можно прийти к тому, чтобы пенсионеры с такой картой могли пользоваться своими льготами независимо от региона проживания. Для этого нужно создать единую информационную базу льгот, действующих в разных регионах России, и систему взаимозачетов между бюджетами, в которых зарезервированы средства на финансирование льгот. Но это уже задача для Минтруда, Минфина и ПФР».
Как получить пенсионное удостоверение — куда обращаться, пакет документов и сроки выдачи
Как получить пенсионное удостоверение — куда обращаться, пакет документов и сроки выдачи
Выход на пенсию сопровождается не только получением денежного пособия от государства. Для подтверждения статуса пенсионера необходим документ, содержащий информацию о его владельце и подтверждающий право на получение социальных льгот.
Выдают ли сейчас пенсионное удостоверение пенсионерам
Министерство соцобеспечения еще в 1980 году утвердило пенсионное удостоверение – документ, подтверждающий статус получателя пенсионного обеспечения. Оно выдавалось всем пенсионерам, независимо от вида пенсии (страховые выплаты по стажу работы или государственное обеспечение). Документ подтверждал:
- право на получение государственного пенсионного пособия;
- размер назначенной пенсии;
- право на социальные льготы для данной категории граждан.
Документ не подтверждал личность гражданина и не мог использоваться вместо паспорта, его значение было признано незначительным.
С 1 января 2015 года, в связи с вступлением в силу Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», были изменены правила назначения пенсий, включая отмену данного документа. Изменения коснулись пенсионеров, начинающих получать государственное обеспечение с 2015 года.
Эти изменения не затрагивали социальные права россиян, и ранее выданные удостоверения сдавать не требовалось.
Как выглядит документ
Пенсионное удостоверение представляет собой небольшую книжку в плотной красной обложке. Страницы розового оттенка защищены знаками. На первой странице указаны:
- номер документа;
- персональные данные пенсионера (ФИО, год рождения);
- фотография владельца;
- наименование органа, выдавшего пенсионное удостоверение;
- подпись получателя.
На второй странице указаны основания назначения пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца), срок назначения выплат, дата выдачи, подпись сотрудника Пенсионного фонда и печать. На следующих страницах содержатся данные о надбавках к выплатам, информация по иждивенцам, о продлении выплат, особые отметки и памятка для пенсионера. Удостоверение пенсионера МВД выдается ведомством по собственной форме, как и военным пенсионерам.
Справка пенсионера вместо удостоверения
Из-за дополнительных затрат на производство удостоверений и отсутствия их значимой роли в пенсионном обеспечении, Правительство РФ приняло решение прекратить их выдачу с 2015 года.
Вместо ранее выдаваемой книжки теперь используется справка о назначении пенсионного обеспечения, которая имеет юридическую силу наравне с удостоверением на всей территории России.
Документ оформляется на бумаге формата А4, имеет печать отделения, подпись руководителя подразделения и включает в себя следующую информацию:
- личные данные (ФИО, дата рождения, СНИЛС);
- наименование территориального отделения ПФР, где человек состоит на учете как пенсионер;
- основания назначения пенсии;
- вид пенсии;
- дата назначения и срок действия справки;
- размер ежемесячных выплат;
- номер личного дела пенсионера.
Для чего нужна
Справка не служит удостоверением личности, так как не содержит необходимых данных, поэтому ее нельзя использовать для оформления кредита в банке или покупки билетов. Тем не менее, эта справка, обладающая юридической силой, подтверждает социальный статус гражданина и необходима для получения:
- различных социальных привилегий (оплата услуг ЖКХ, транспорта);
- скидок на товары в магазинах и услуги в спортивно-культурных учреждениях;
- покупки лекарств в аптеках по льготной цене;
- получения удостоверения «ветеран труда».
Срок действия
Законодательно срок действия справки о назначении пенсии не установлен. Она может быть выдана без указания периода действия, что позволяет гражданину использовать справку постоянно до конца жизни. Однако если у пенсионера изменяется категория по различным основаниям (появление иждивенцев, присвоение/изменение группы инвалидности), документ необходимо заменить. В случае утраты или порчи справка подлежит восстановлению.
Порядок и правила оформления
Для оформления пенсионной справки предусмотрен срок – один месяц со дня подачи заявления на ее выдачу. Услуга предоставляется бесплатно. Подать заявление можно несколькими способами:
- Лично или через своего законного представителя в отделение ПРФ по месту регистрации.
- Передать заявление сотруднику клиентской службы.
- В назначенный срок забрать документ.
Онлайн – через личный кабинет на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru.
- Авторизоваться в личном кабинете.
- В разделе «Электронные услуги» открыть вкладку «Заказ документа/справки».
- Заполнить все поля анкеты.
- Отправить заявку.
- Получить приглашение на прием на электронную почту.
- В назначенное в приглашении время подойти на прием (распечатывать приглашение не обязательно).
Дистанционно – через портал госуслуг www.gosuslugi.ru.
- Пройти идентификацию.
- В разделе «Каталог услуг» выбрать вкладку «Пенсия, пособия и льготы».
- Выбрать «Установление пенсии».
- Открыть вид «Неэлектронные услуги», далее «Выдача справки о размере пенсии».
- Выбрать вариант получения: лично или через законного представителя.
- Отправить заявку.
- В назначенный срок получить документ в ПФР.
Какие документы нужны для получения пенсионного удостоверения
Гражданам, готовящимся к выходу на пенсию, следует заранее позаботиться не только об оформлении государственных выплат, но и документа, подтверждающего статус пенсионера. Для этого нужно заранее собрать пакет необходимых документов:
- паспорт заявителя;
- СНИЛС;
- прочие документы, относящиеся к конкретным личным обстоятельствам (например, признание инвалидности или свидетельство о рождении ребенка для родителя, воспитывающего инвалида).
В случае утраты или порчи пенсионного удостоверения вместо дубликата по новому порядку выдается справка. При этом потребуются те же документы, что и при первичном обращении (общегражданский паспорт, СНИЛС), а также испорченное удостоверение (если оно сохранилось).
Место получения
Вне зависимости от метода подачи заявления, пенсионное удостоверение (справка) выдается в региональном отделении Пенсионного Фонда. Это можно сделать самостоятельно или поручить представителю, оформив нотариальную доверенность. Выдачу осуществляет клиентская служба управления ПФР.