Что считается наездом на пешехода: полное руководство и объяснения

В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, независимо от виновности в дорожно-транспортном происшествии, обязанность возмещения вреда третьим лицам обычно ложится на водителя или владельца транспортного средства. Исключение составляют случаи, когда транспортное средство выбыло из их владения вследствие противоправных действий других лиц или когда вред причинен непреодолимой силой или умыслом потерпевшего. Таким образом, например, при наезде на пешехода, водитель транспортного средства обязан возместить расходы на лечение пешехода, превышающие страховую выплату, даже если водитель строго следовал Правилам дорожного движения.

Главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за различные административные правонарушения, связанные с нарушением Правил дорожного движения.

Особое внимание стоит уделить статье 12.24 КоАП РФ, которая предусматривает лишение права управления транспортными средствами на срок до двух лет за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Причинение легкого вреда здоровью означает кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а причинение средней тяжести вреда здоровью — длительное расстройство здоровья, не опасное для жизни, или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

В случае, если водитель автомобиля, трамвая или другого механического транспортного средства нарушил Правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, и это привело по неосторожности к причинению тяжкого вреда здоровью или смерти человека, его действия квалифицируются по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Размер наказания по данной статье зависит, в том числе, от того, было ли преступление совершено в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения и может достигать до 9 лет лишения свободы (ранее срок составлял до 7 лет).

Наиболее распространенными видами дорожно-транспортных происшествий являются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов.

Пешеходы являются такими же участниками дорожного движения, как и водители транспортных средств. Предотвращение и предупреждение ДТП возможно только при взаимном соблюдении участниками Правил дорожного движения.

При рассмотрении вопроса о наличии состава преступления в действиях водителя, совершившего наезд на пешехода, важно помнить, что уголовная ответственность наступает только в случае нарушения тех пунктов Правил дорожного движения, которые находятся в причинной связи с наступившими последствиями.

Например, отсутствие водительского удостоверения и документов на транспортное средство не находится в причинной связи с наступившими последствиями.

Водитель не несет уголовной ответственности, если вредные последствия наступили не в результате нарушения им Правил дорожного движения, а из-за неправильного поведения потерпевшего.

Для определения виновности водителя в ходе предварительного расследования назначаются сложные автотехнические и судебно-медицинские экспертизы. Основная задача автотехнической судебной экспертизы — определить наличие или отсутствие у водителя технической возможности предотвратить наезд на пешехода путем экстренного торможения.

Водитель подлежит уголовной ответственности в том случае, если у него была техническая возможность остановиться до линии движения пешехода с момента возникновения опасности, однако он совершил наезд на пешехода и причинил ему тяжкий вред здоровью или смерть, нарушив п. 10.1 Правил дорожного движения.

Кроме того, водитель, наехавший на пешехода и скрывшийся с места ДТП, может нести ответственность по статье 125 УК РФ за заведомое оставление потерпевшего без помощи в опасном для жизни состоянии.

Статья 264 УК РФ не распространяется на двухколесные и трехколесные транспортные средства с двигателями объемом не более 50 см³ и максимальной скоростью не более 50 км/час, чаще всего это мопеды (мотороллеры, скутеры). Водители этих транспортных средств, как и водители гужевых повозок, несут ответственность по статье 268 УК РФ.

Родители-пешеходы, переходящие дорогу с детьми в неположенном месте, также несут ответственность по этой статье, если их действия приводят к причинению вреда ребенку.

В 2015 году в статью 264.1 УК РФ была введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Согласно этой статье, предусмотрено наказание в виде штрафа от 200 000 до 300 000 рублей либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет.

Таким образом, в настоящее время можно отметить тенденцию ужесточения законодателем наказания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Знание такой ответственности способствует уважительному отношению к правовым нормам и высокому уровню общественного правосознания.

Прокуратура г. Екатеринбурга

Наезд на пешехода: что грозит водителю

Наезд на пешехода: что грозит водителю

Признание вины водителя и возможное наказание зависят от обстоятельств ДТП и его последствий. Ответственность для водителя может быть гражданская, административная или уголовная.

Гражданско-правовая ответственность водителя установлена статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации. Автомобиль признается источником повышенной опасности, и по смыслу данной нормы, водитель несет ответственность за любой ущерб, причиненный в ходе управления, независимо от степени своей вины.

Обратите внимание!

Исключения составляют случаи действия непреодолимой силы, например, в условиях чрезвычайной ситуации или когда имеет место умысел самого потерпевшего.

Оба эти обстоятельства водитель должен доказать. Подходящими доказательствами будут запись регистратора автомобиля или свидетельские показания.

В рамках гражданских правоотношений пострадавший может взыскать имущественный ущерб, моральный вред и упущенную выгоду — те средства, которые он мог бы заработать, но не заработал из-за происшествия.

С другой стороны, если потерпевший сам умышленно спровоцировал ДТП и вины водителя нет, водитель может требовать возмещения ущерба, в том числе за вред, причиненный транспортному средству.

Советуем прочитать:  Минимальная доля в квартире

Если пешеходу был нанесен легкий вред

Административно-правовая ответственность наступает, если в результате наезда потерпевший получил легкий вред здоровью или вред средней тяжести.

Статья 12.24 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее соответствующий вред здоровью потерпевшего:

  • при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф от 2 500 до 5 000 рублей или лишение прав на срок до полутора лет;
  • при причинении вреда средней тяжести — административный штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав до двух лет.

Если авария привела к тяжелым увечьям или смерти

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Если ДТП повлекло тяжкий вред здоровью потерпевшего, водитель может быть привлечен к уголовной ответственности. Статья 264 Уголовного кодекса устанавливает следующие виды наказаний для водителя:

  • ограничение свободы до 3 лет,
  • принудительные работы до 2 лет,
  • арест до 6 месяцев,
  • лишение свободы до 2 лет.

Также может быть наложен запрет на осуществление определенной профессиональной деятельности на срок до 3 лет.

Ещё строже наказание будет, если ДТП имело смертельный исход для пострадавшего:

  • принудительные работы до 4 лет,
  • лишение свободы до 5 лет.

Обратите внимание!

Запрет на осуществление профессиональной деятельности, связанной с управлением транспортным средством, в таком случае налагается в обязательном порядке.

Отягчающими обстоятельствами считаются причинение вреда более чем одному человеку и состояние алкогольного опьянения водителя. Оба этих обстоятельства влекут за собой более строгое наказание.

Если наезд был совершен умышленно

Если у водителя был прямой или косвенный умысел на причинение вреда или смерти потерпевшему, такое деяние квалифицируется либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по статье 111 УК РФ, либо как убийство по статье 105 УК РФ.

Во всех случаях, когда автомобиль сбивает пешехода, вопросы рассматриваются в суде. Судебное разбирательство включает оценку всех обстоятельств, связанных с ДТП:

  • степень вины каждой из сторон;
  • ситуация на дороге в момент аварии;
  • состояние дорожного покрытия;
  • уровень освещенности;
  • степень вреда, причиненного потерпевшему, как физического, так и имущественного;
  • степень общественного вреда.

Например, если в результате происшествия потерпевший, являющийся единственным кормильцем семьи, потерял трудоспособность, ответственность водителя, в том числе имущественная, будет строже.

Что можно установить с помощью экспертизы

Для разрешения дел о наезде на пешехода необходимы судебные экспертизы, среди них:

  • медицинская экспертиза для определения вреда здоровью потерпевшего;
  • автотехническая экспертиза для оценки состояния транспортного средства;
  • трасологическая экспертиза, которая позволяет по следам на дорожном покрытии определить траекторию движения автомобиля и восстановить картину происшествия и действия водителя.

Если авария произошла не на пешеходном переходе

Для разрешения дел о ДТП с наездом на пешеходов важным фактором является место происшествия: произошло ли это на пешеходном переходе или вне его.

Самой сложной ситуацией для водителя будет наезд на пешехода на пешеходном переходе, регулируемом или нерегулируемом. В большинстве таких случаев водитель признается виновным и несет ответственность в зависимости от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Обратите внимание!

Если пешеход был сбит, перебегая дорогу в неустановленном месте, и ДТП произошло по его вине, шансов оправдаться у водителя больше. Однако они также не абсолютны, поскольку управление источником повышенной опасности ставит водителя в неблагоприятное положение относительно пешехода.

Чтобы минимизировать возможные проблемы в дальнейшем, водителю следует соблюдать следующие рекомендации:

  • установить в автомобиле регистратор. Запись с него поможет доказать, что пешеход сам бросился под колеса и вины водителя в произошедшем нет;
  • в случае наезда немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию;
  • обезопасить пострадавшего, оградив его от дорожного движения;
  • вызвать ГИБДД и скорую помощь. Очень важно вызвать медиков на место происшествия, а не везти пострадавшего в больницу самостоятельно. Самостоятельная транспортировка возможна только если состояние сбитого пешехода не терпит отлагательств, но даже в этом случае лучше воспользоваться не своей машиной — ее следует оставить на месте ДТП;
  • по приезде сотрудники ГИБДД составят протокол. Внимательно ознакомьтесь с ним и внесите все важные правки. Оцените состояние потерпевшего и автомобиля. Если пешеход был пьян, это необходимо зафиксировать в протоколе;
  • если у ДТП были свидетели, соберите по возможности их контактные данные и заручитесь согласием свидетельствовать в суде.

Обратите внимание!

Бывает, что после наезда у пострадавшего нет видимых повреждений, и он может предложить разойтись без разбирательства, забыв об инциденте. Делать этого не стоит, поскольку в результате шока пострадавший может не сразу оценить свое состояние. На следующий день, оправившись, он может подать заявление, и тогда доказать свою невиновность будет практически невозможно.

Если пострадавший все же категорически отказывается задержаться для разбирательств, возьмите с него расписку, где он укажет, что не имеет к вам претензий.

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Что нужно и чего нельзя делать, чтобы добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу? Как противостоять подставным свидетелям со стороны виновника ДТП? И в каком случае страховщик может взыскать с пострадавшего пешехода сумму, выплаченную водителю?

Статистические данные указывают на высокую частоту дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. В период с января по апрель 2019 года в Москве зарегистрировано 1016 ДТП, в результате которых погибли 57 человек, а 1005 человек получили травмы различной степени тяжести.

Если вы стали участником ДТП как пешеход, следует соблюдать определенные правила, которые помогут вам в дальнейшем добиться возмещения ущерба, полученного в результате аварии, включая компенсацию за моральный вред. Осведомленность о своих правах и обязанностях поможет защитить свои интересы как в ходе следственных действий, так и в суде.

Советуем прочитать:  Налоги при аренде коммерческой недвижимости: важная информация на 2024 год

Что делать пешеходу, если он стал участником ДТП?

Если вы пострадавший пешеход и способны передвигаться, до прибытия сотрудников ГИБДД на место происшествия запишите номер автомобиля, который наехал на вас (в случае, если водитель попытается скрыться), а также имена и контактные данные свидетелей (если они находятся в автомобиле, зафиксируйте его номер). Сделайте фото- и видеозапись места происшествия.

Если ваше здоровье пострадало, даже незначительно, вызывайте скорую помощь и не отказывайтесь от госпитализации. В случае отказа протокол о ДТП с наездом на пешехода не составляется (если не было зафиксировано другое нарушение ПДД водителем), так как это считается, что пострадавших нет, а вред здоровью и материальный ущерб не причинялись. Нередко через несколько дней выясняется, что у пешехода имеются серьезные травмы, но доказать их причину становится сложно.

Активно участвуйте в опросе свидетелей и составлении сотрудником ГИБДД протокола осмотра и схемы места ДТП, а также протокола осмотра транспортного средства. Вы имеете право ознакомиться с протоколами на месте происшествия. Если возможно, сфотографируйте их, так как КоАП РФ не предусматривает выдачу потерпевшему копии протокола осмотра места ДТП. Если у вас есть замечания, укажите их в протоколе.

Учтите, что в случае несогласия участников ДТП со схемой места происшествия, отказа от ее подписания или их отсутствия при составлении схемы, она удостоверяется понятыми или фиксируется на видео.

На месте ДТП вы можете не давать показания, сославшись на шоковое состояние.

После аварии как можно быстрее (в Москве — в течение 5 дней с момента ДТП) позвоните на горячую линию городской системы видеонаблюдения и оставьте заявку на сохранение видеозаписи с камер по месту происшествия. Оператору горячей линии необходимо сообщить дату, время и адрес места ДТП. После этого вам сообщат номер заявки, который нужно передать сотрудникам ГИБДД или адвокату. Только они смогут получить видеозапись.

Если ДТП произошло в Москве, звоните на горячую линию по номеру: 8 (495) 587-00-02.

Как действовать пешеходу при проведении расследования по факту ДТП?

Чтобы ваши права как пострадавшего пешехода не нарушались в ходе расследования, лучше обратиться за юридической помощью к адвокату, который будет представлять ваши интересы. В этом случае все необходимые процессуальные действия от вашего имени выполнит он. Если вы решили справиться своими силами, учтите следующее:

1. Необходимо провести медицинскую экспертизу для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью. Ее назначает сотрудник полиции.

2. Сохраняйте все рецепты, выписанные врачом, и чеки за покупку медикаментов. Они могут понадобиться для доказательства расходов на восстановление здоровья, если выплата страховой компании не покроет затраты на лечение.

3. Если возбуждено дело об административном правонарушении, ознакомьтесь с его материалами. Нередко пострадавший пешеход не получает постановление ГИБДД или решение суда по делу и позже узнает, что дело закрыто, а он признан виновным, при этом сроки для обжалования упущены.

С уголовным делом ознакомиться не удастся из-за тайны следствия. Однако, часто дело возбуждают сотрудники ГИБДД, а затем, если причинен тяжкий вред здоровью или произошла гибель участника ДТП, передают его в ОВД. Важно успеть ознакомиться с материалами дела, пока они находятся в ГИБДД.

4. В случае отказа предоставить материалы дела для ознакомления, напишите жалобу начальнику сотрудника ГИБДД.

5. После ознакомления с материалами дела проверьте, все ли указанные вами свидетели опрошены. Если нет, попросите допросить остальных свидетелей.

Данные о свидетелях ДТП, которые у вас есть, необходимо сообщить дознавателю для их вызова на допрос. Также лучше родственникам самостоятельно связаться со свидетелями, сообщить им о необходимости явки на допрос и попросить их прийти.

6. Если вас не допросили на месте происшествия или в больнице, следует дать свои пояснения о произошедшем ДТП.

С какими проблемами может столкнуться пешеход?

Особая сложность возникает из-за подставных свидетелей со стороны виновного, которые внезапно «обнаруживаются» после происшествия. В таких случаях помогут видеозаписи с камер наблюдения и фотографии места аварии, сделанные очевидцами. Также можно попросить адвоката запросить у операторов мобильной связи данные биллинга телефонов таких «свидетелей», что позволит доказать их отсутствие на месте ДТП в момент аварии.

Какие выплаты положены пешеходу, если он не виновен в ДТП?

Если пешеход не виноват, он может обратиться в страховую компанию виновника ДТП для получения компенсации за причиненный вред здоровью. Размер выплаты определяется согласно Правилам расчета страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164) и может составлять до 500 тыс. руб.

Если виновник скрылся с места ДТП, не имел полиса ОСАГО или у страховой компании отозвали лицензию, следует обратиться в Российский союз автостраховщиков. На сайте РСА есть информация о получении компенсационных выплат.

Если страховая сумма не покрывает расходы на лечение, можно получить дополнительную компенсацию. Но важно помнить, что выплаты страховой компании не могут превышать 500 тыс. руб. Если затраты на лечение оказались больше, компенсация взыскивается с виновника происшествия.

Может ли пешеход, виновный в ДТП, получить компенсацию за причиненный вред?

Если пешеход виновен, компенсацию за вред здоровью нужно взыскивать не со страховой компании, а с водителя.

Пострадавший пешеход, независимо от его вины, также может рассчитывать на возмещение морального вреда. Компенсация взыскивается с виновника происшествия.

Для доказательства физических и моральных страданий в суде нужно предоставить фотографии травм, описания болезненных процедур, которым подвергался пешеход в больнице, и рассказать, как изменилась его жизнь после ДТП.

Если пешеход будет признан виновным, суд может уменьшить размер компенсации, а имущественный ущерб не будет возмещен.

Советуем прочитать:  Электронный дневник учащегося: регистрация и использование

Может ли страховщик взыскать с пешехода сумму, выплаченную водителю?

Ранее страховые компании могли взыскивать с пешеходов-виновников суммы, выплаченные водителям на ремонт машин в рамках ОСАГО. В настоящее время действуют поправки в Закон об ОСАГО, внесенные Минфином по предложению МОД «Союз пешеходов». Страховым компаниям запрещено требовать от пострадавших пешеходов оплату затрат на ремонт автомобилей, сбивших их. Но это правило не распространяется на КАСКО.

Что считается наездом на пешехода: полное руководство и разъяснения

Что считается наездом на пешехода: полное руководство и разъяснения

С самого начала своей адвокатской практики я занимаюсь защитой по уголовным делам о ДТП. Значительную часть этих дел составляют дела по наездам на пешеходов (велосипедистов).

К сожалению, многие пешеходы считают себя правыми в любой дорожной ситуации — будь то переход дороги вне пешеходного перехода, прогулка по проезжей части в темное время суток, перебегание дороги перед близко идущим транспортом и т.д. Часто такие «всегда правые» пешеходы становятся жертвами ДТП.

Ситуации, казалось бы, простые, и вина пешехода очевидна.

Зачастую так считают и водители, причастные к этим ДТП. «Пешеход шел по проезжей части ночью пьяный, я его не видел, я не виноват», — примерно такие показания обычно дают водители. Но какова была ваша скорость, какова была видимость, с какого расстояния вы увидели пешехода, и что вы сделали? При ответах на эти вопросы водители начинают теряться: «не помню», «примерно столько-то», «не знаю».

Между тем, ответы на эти вопросы могут сыграть решающую роль в дальнейшей судьбе водителя. Один ответ «не помню» или «не знаю» или неправильно указанная скорость движения может стать основанием для привлечения водителя к уголовной ответственности со всеми вытекающими последствиями. Отказаться от данных показаний в дальнейшем будет очень сложно.

Многие водители почему-то считают, что чем меньшую скорость они назовут следователю, тем лучше. Но это далеко не всегда так!

В одном из уголовных дел я представлял молодого человека в г. Раменское по ч. 3 ст. 264 УК РФ (ДТП с летальным исходом). Он сбил пешехода на федеральной трассе в Раменском районе Подмосковья. Пешеход скончался от полученных травм. В своих первых показаниях молодой человек решил слукавить и сообщил следователю, что двигался со скоростью 40 км/ч. По федеральной трассе на совершенно ровном участке, где разрешено 90 км/ч, он якобы ехал 40! Но, как говорится, «что написано пером, то не вырубишь топором». Следователь записал: «Скорость движения моего автомобиля составляла 40 км/ч».

В беседе со мной он признался, что на самом деле ехал не 40, а примерно 80 км/ч, но думал, что такие показания помогут ему избежать ответственности.

Оказалось всё наоборот!

При скорости 40 км/ч он был бы признан виновным, а при скорости более 60 км/ч — нет. С большим трудом нам удалось изменить его первоначальные показания, чтобы на их основе следователь назначил автотехническую экспертизу. По результатам этой экспертизы, проведенной, к слову, в самом главном экспертном учреждении страны — Федеральном центре судебных экспертиз при Минюсте, молодой человек был признан невиновным в ДТП, так как при скорости более 60 км/ч он не мог предотвратить столкновение с пешеходом, перебегавшим проезжую часть в неположенном месте.

И это только один из примеров.

В каждом уголовном деле, связанном с ДТП, или в рамках проверочного материала обязательно проводится автотехническая экспертиза. Она учитывает множество значимых факторов, таких как «момент возникновения опасности», «видимость», «остановочный путь», «время реакции водителя» и другие.

Обычному водителю, особенно в состоянии стресса после ДТП, часто бывает трудно дать следователю правильные показания. Нередко от водителей, участвовавших в ДТП, я слышу фразы вроде: «Пешеход выбежал на дорогу в метре перед моим автомобилем». Начинаем выяснять обстоятельства. Какова была скорость? Например, 60 км/ч. Успел ли нажать на тормоз? Да. Но при скорости 60 км/ч транспортное средство преодолевает 16,6 м/с. Однако, согласно нормативам, водителю требуется около секунды, чтобы среагировать на внезапно возникшую опасность. Получается, что пешеход находился не в одном метре. И показания водителя считаются ложными.

Моя практика показывает, что таких нюансов множество.

Учесть все эти нюансы водителю, не знакомому с деталями автотехнической экспертизы, зачастую просто невозможно. Более того, как показывает моя практика, некоторые судьи и прокуроры также не разбираются в специфике таких уголовных дел, что очень прискорбно.

И тогда, казалось бы, стопроцентно невиновный водитель становится фигурантом уголовного дела. А адвокату требуется много усилий, чтобы вытащить водителя из этой ситуации.

Уголовные дела о дорожно-транспортных происшествиях, пожалуй, одни из самых сложных для следователей, адвокатов и суда. Для их правильного рассмотрения необходимо быть специалистом не только в юриспруденции, но и в таких непростых для юриста науках, как физика, геометрия, математика, психология и других.

Если вы сомневаетесь в своих возможностях самостоятельно защитить себя по делу о ДТП, стоит задуматься о том, чтобы обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на делах о ДТП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector